Серфинг с подводным крылом. SUP FOIL и foil surfing

Серфинг с подводным крылом. SUP FOIL и foil surfing

Серфинг с подводным крылом. SUP FOIL и foil surfing

Материал опубликован: 25.12.2020

Немного истории

С момента проектирования первого подводного крыла прошло более века. Историю развития с этого момента можно почитать тут.

С середины 60-х боевые и прогулочные лодки на подводных крыльях начинают штамповать серийно и подводные крылья стали прикручивать к разному гражданскому водному транспорту и инвентарю: яхты, катера, парусники, катамараны, педальные лодки и доски, водные лыжи и водные велосипеды.

В начале 1960-х годов первое подводное крыло для водных лыж было разработано авиационным инженером Уолтером Вудвордом и Лукасом Эммануэлем.

Вудворд запатентовал водные лыжи на подводных крыльях. Оно состояло из двух водных лыж с двукрылой конструкцией. Это и есть начало развития! Первым человеком, испытавшим это необычное изобретение, был Фрейзер Синклер. 

Гидрофоил, прототип

В1972 году Майк Мерфи и Бад холст разработали доску для катания сидя - kneeboard, но доска не обладала необходимой амортизацией, причиняла ушибы, вывихи. Майк решил поставить на нее крыло, что должно было создать амортизацию, увеличить плавность и скорость движения, взяв за основу фоил Эммануэля: прикрепили его к ниборду, заменили двухосевую конструкцию на одноосевую. Фоил стал максимально похож на то, что используем мы сейчас.

За ниборд с крылом изобретателям предложили выгодный контракт с жесткими условиями, по которым Бобу и Майку было запрещено кататься на книборде с подводным крылом 5 лет. 

Изобретатели не остановились на достигнутом и стали расти дальше. Они изобрели "стул" для водных лыж, на котором человек сидел, прикрепленный стропами, таким образом нагрузка на лодыжки и колени стала меньше, кататься стало комфортнее, чем на книборде, где ноги, постоянно согнутые в коленях, подвергались сильному давлению.

Первый стул на подводных крыльях был запущен в производство Бобом в 1984 году и этот момент стал еще одним поворотным пунктом на пути к современным подводным крыльям.

Минус был один: райдера щедро обдавала мощной струей воды, причиняя боль и неудобство. Майку пришла в голову идея сдвинуть лыжи вместе, образовав моно лыжу с подводным крылом на одной оси (мачта).



Эволюция фоила


Тесты показали необходимость в ремне безопасности, удерживающего райдера на стуле даже в очень нестабильных условиях. В этот момент было создано воздушное кресло (Air chair) и запущено его производство. Первое кресло было продано в январе 1990 года. Кресло было запатентовано, а изобретатели основали корпорацию под названием RBM (Роберт, Брэд и Майк).

Боб дорабатывал продукт, Майк катался и презентовал изобретение. Их фоил был сделан из литого алюминия и покрыт порошковым покрытием.

Доски в тот момент делали из стекловолокна с пенопластовой сердцевиной. Парни постоянно модифицировали доски - подпиливали края, а фоил стали полировать, чтобы улучшить производительность. Была значительно увеличена площадь крыльев, чтобы обеспечить большую подъемную силу. Для улучшения подъемной силы были добавлены прокладки. Многие из этих усовершенствований включены в современные проекты фоила.

По просьбе Майка Мерфи, инженерами Бобби Тейлором и Джоном Уилборном был разработан амортизатор для сидения. Это нововведение свело к минимуму воздействие на спину при посадке и бодидраге.

После нескольких лет совместной работы Майк Мерфи, Брэд Барнетт и Боб Вулли решили, что больше не могут работать вместе. Боб продолжал управлять Air chair, Майк Мерфи основал Sky Ski.

В конце концов подводное крыло с Kneeboard попробовал культовый сёрфер Лэрд Гамильтон. Одержимый всем новым, серфер в расцвете сил, он пробовал все что попадало под руку и этот "стул" попался ему в тот самый нужный момент!

— "Мы серферы, мы катаемся стоя!" — сказал он после испытания и самостоятельно модернизировал ниборд: убрал стул, прикрутил подводное крыло к доске для вейка со сноубордическими ботинками. И с этого момента фоил серфинг начал стремительно развиваться. 

Foilboarding
Молодой и дерзкий дьяволенок Лэирд Гамильтон неистово тренировался. Считал, что лучшая тренировка — это участие. Но не в соревнованиях, в которых он никогда не участвовал, а в практике.

Постоянно в поиске волн и адреналина, он со своим другом переплыл на падлборде Ла-манш и Корсиканский залив — 9 часов гребли лёжа!

Один из первых, кто стал использовать гидроцикл (в то время - моторную надувную лодку) для восхождения на большие волны (tow-in surfing) для последующего серфинга.

Кстати, за 5 лет до Лэрда в 1987 году, известный серфер Мартин Поттер заехал на второй риф "Пайплайн", используя лодку с мотором, но на тот момент этот новый способ никого не впечатлил.

Foil Surfing

Лэрда считают ключевой фигурой по многим аспектам серфинга, в том числе он стал использовать фоил в серфинге и популяризировал его на Мауи.

Лэирд Гамильтон на фоиле

Основной отправной точкой стал случай, когда Лэирд чуть не погиб на огромных волнах в Пиахи. Был сильный чоп и он не смог съехать с волны из-за большой тряски на серфе и его закрутило в безжалостной стиральной машине обрушающихся волн. Он вспомнил про подводное крыло, которое должно было помочь при таких жестких условиях, снизив до минимума площадь соприкосновения с поверхностью воды и противодействия скольжению.

Laird Hamilton foiling on a big wave

Многолетние эксперименты с фюзеляжем и его установкой на доске оказались не очень удачными - при эксплуатации образовывался люфт, что приводило к нестабильному положению серфера. 

Лэрд надумал улучшить крыло, чтобы оно парило над водой со 100% стабильностью райдера и эффективным скольжением.

В 2015 исследования привели Лэрда к ребятам из престижной парусной регаты "Кубок Америки", которые гоняются на катамаранах с подводными крыльями.

Вместе они смогли сделать качественную мачту из нержавеющей стали для фоилборда. Сейчас чемпионы мира используют для гонок элит класса качественные фоилы из углеволокна (карбон).

Oracle team USA и Laird Hamilton

Лэрд — сумасбродный новатор, именно он изобрел первый нескользящий коврик в виде липучки, приклеенной на доску и на подошву ботинок. Такое сцепление обеспечило ему возможность нереальных и невиданных до того времени трюков на доске с минимальными травмами и максимальной свободой движения, которых не было в ботинках с креплениями.

Его друзья-виндсерферы изобрели первые петли для трюков. Объединив свои знания, опыт и идеи, ребята основали команду "Strapped Crew" и стали настоящей семьей, некоторое время скрывая от всего мира серфинг на великанах (Riding Giants).

2017 год — год тотальной популярности фоила

Мало кто знает, но еще в 2009 году австралийский изобретатель Бретт Кертис построил и прокатился на первом гидрофойле.

Он опубликовал фотографии своего друга Алекса Будлевски на серфинговых форумах "Swaylocks" и "RealSurf", катающегося на фоилах аж в 2013 году, за 3 года до того, как Кай Ленни прославил серфинг на подводных крыльях по всему миру. Но, как и во многих случаях, этот момент остался в тени.

Кай Ленни грациозно скользит над водой при сказочных райских декорациях на родине виндсерфинга, Мауи. Он одним из первых райдеров, испытавших подводное крыло с парусом (виндсерфинг), кайтом и даже бодибордом.

Зейн Швейцер шлифует изящными линиями прибрежные волны, выдавая нереальные трюки с фойлом.

Кажется, что они не прилагают никаких усилий, так все плавно и слаженно. Но это видимость, которая достигается путем упорных тренировок и образом жизни спортсменов.

Фоилинг фристаил

Физическая подготовка

Обязательно ли нужно быть вотермэном с Гавайев, чтобы освоить фоил? Все топовые спортсмены живут серфингом с малых лет. Что остается нам, жителям России?

Быть в хорошей форме. Всегда.

Подъем на фоиле требует усилий и спринтерской подготовки, даже если вы разгоняете его катером.

Чем меньше волны или иная тяга, тем сложнее фоил поднять из воды. Неимоверные усилия нужно прилагать, чтобы пампить и держать доску над водой. Тренируйте свои колени, советуем вам вспомнить упражнение "коленце".

Держите себя в форме всегда, чтобы быть готовым к новому сезону и ощущениям! Возможности открываются чаще, чем вы думаете и будет обидно упустить их из-за плохой физической формы.

SUP FOILING

Есть несколько способов создания подъемной тяги для подводного крыла:

— пампинг (раскачивание доски своим телом)
— весло (раскачивание телом с помощью весла)
— фал (за катером)
— чистая энергия волны
— винг (крыло)
—Электромотор (е-фоил)

САП фоилинг это скольжение на доске с веслом и подводным крылом. В данном случае весло, как и при SUP серфинге, помогает разгоняться и поднять фоил из воды.

Какие условия подходят для SUP фоилинга?

С веслом или без зависит напрямую от условий и доски, которую вы выберете.
САП борд и высоту мачты выбирают так же в зависимости от условий и вашего уровня катания.
Учитывая особенность САП, лучший вариант для САП фоилинга — волны по пояс. 

Чем меньше волны, тем больше нужно усилий. Вот тут-то вам и понадобится весло.

Волны по пояс.

Конструкция позволяет САП серферу скользить вместе с небольшой движущейся волной, используя кинетическую энергию волны и подъемную силу весла. 

Даунвинд.

Ветровая волна и весло обеспечат отличные условия для даунвинда с большей скоростью! Весло обеспечивает мгновенный отклик доски и быстрое скольжение и маневрирование.

Флэт.

С развитием конструкции подводных крыльев энергия, необходимая для удержания на доске с фоилом, была снижена до уровня, достижимого только человеческой силой.

Кай Ленни впервые применил технику, которая теперь называется "пампинг", при которой серфер раскачивает доску весом своего тела и таким образом доска на подводном крыле поднимается из воды.

Винг.

Ручное крыло подходит для разной силы ветра. Мы рекомендуем силу ветра не более 10 м\с. Чем сильнее ветер, тем меньшей площадью нужно крыло.


Электрофоил.

В 2017 году небольшая компания "Lift Foils" из Пуэрто-Рико представила миру первую электрическую доску для серфинга на подводных крыльях. Удовольствие дорогое.

В России мы представляем компанию Takuma, а в нашем прокате вы можете попробовать это чудо. Для электрофойла подходит любой с минимальной глубиной 1.5 метра водоем, так что вы можете скользить на нем в ожидании прогноза даже по каналам города, что мы, собственно, и сделали.



Наши FOIL райдеры

Из наших друзей катают на фоиле:

Евгений Резонтов
Ярослав Клоков
Стас Орлов
Михаил Соловейкин
Мария Степанец
Настя Цейслер
Анна Хворикова (в составе сборной IQFOIL) 

Правила эксплуатации и безопасность

Фоил борд

— Прежде чем опустить доску фоилом вниз, зайдите по пояс в воду. Высота крыла 1-1.5 метра.
— Будьте готовы к сложностям в прибое. Все будет намного проще, как только вы приноровитесь и выберете удобный для вас способ держать доску с крылом в таких условиях. Сейчас многие производители делают удобную ручку на днище фоилборда, что значительно облегчает транспортировку.
— Главная предосторожность при прохождении прибоя с сап без крыла и с крылом - не вести его перед собой. Только сбоку от себя.
— Размер волны для тяги нужен минимальный, меньше, чем необходимо для традиционной доски для сап серфинга. Следует учесть рельеф дна, прежде чем выходить на воду с фоилом.
— Катайтесь там, где меньше людей.
— Чем больше вы опираетесь на заднюю ногу, тем больше крыло будет наклоняться вверх, создавая большую подъемную силу, и при переносе веса на переднюю ногу, крыло будет погружаться под воду.
— Как только встанете, надавите на переднюю ногу (как на сноуборде для ускорения). Чем круче становится волна, тем больше нужно наклоняться вперед.
— Поначалу вам будет проще, если вы будете приседать на доске. При этом грудь нужно держать вертикально, а плечи широко открытыми, чтобы сохранить правильный баланс и не упасть. Держите свою пятую точку над доской, не выносите ее за пределы доски.
— Старт и скольжение на фоиле возможно не только на пике, а практически в любой части волны, где есть энергия. Это существенно увеличивает возможности и варианты для скольжения.
— На доске с фоилом легко пронырнуть через волну (дакдайв). Доски короткие, а крыло тянет доску вниз и режет под водой проходящий поток.
— Избегайте мелководий и рифов. Можно не только убить оборудование, но и повредить себя.
— Используйте шлем, гидрокостюм и лиш.
— Количество времени, которое вы остаетесь на фоилборде, очень сильно зависит от размещения ног и распределения веса!
— Обязательно возьмите обучающий урок с инструктором.
— Начинать лучше с объемных досок с округлыми рейлами. Более короткие доски легко поднимаются, но требуют большей скорости гребли или более крутой волны, чтобы поднять фоил и супер скил и баланса райдера.
— Катайтесь на фойле если волна меньше чем по пояс. Самые комфортные условия для него, а если волны больше, серфите на САПе с веслом!


Транспортировка 


Фоил — это не только дорогая, но и большая, довольно хрупкая вещь при точечном ударе (углеволокно)! 

Далеко не самый простой аксессуар для транспортировки на пляж и обратно! 
Проще и безопаснее разобрать фоил на части.

Вы потратите немного больше времени, чтобы собрать его обратно, но для транспортировки это наилучший эргономичный вариант.
Если у вас нет машины или вы живете недалеко от водоема, купите тележку для перевозки. Все зависит от того, сколько в итоге весит весь ваш фоил-комплект и куда и с помощью чего вы будете транспортировать свое оборудование.

Как транспортировать фоил


“В первый раз, когда доска поднялась из воды на крыло, меня окружила полная тишина. Я понял, что это что-то особенное. Что-то, чего я никогда не чувствовал раньше... Ощущение полета над водой - это то, чего не может достичь ни одна доска без фоила."
                                                                                                                                                                                          
Рубен Эллис,SUPboarder.


Автор: Настя Цейслер

Товары по теме

Другие Статьи по теме

Курс спасения на бурной воде

Организуем первый в истории SUP - курс спасения на бурной воде в Лосево.

Подробнее

Какие аксессуары для сап вам точно пригодятся

Любите свою доску, но немного заскучали на ней? Разбираем аксессуары, которые снова разожгут в вас страсть к привычному.

Подробнее